
Под занавес прошлой недели корреспондент Krispmedia.kz отправился в индустриальную зону Алматы — туда, где еще недавно простиралась степь, а сегодня вырос один из самых современных автопромышленных кластеров Центральной Азии. Здесь Astana Motors развивает сразу несколько крупных производств: от автозаводов до выпуска автомобильных сидений и мультимедийных систем.
Такой один во всем мире
Первой точкой нашего маршрута стал новейший завод Astana Motors Manufacturing Kazakhstan (AMMKZ) — мультибрендовое предприятие полного цикла, которое запустили осенью 2025 года. Для прессы двери этого завода распахнули впервые.
На начальном этапе завод выпускает мелкоузловым методом три популярные модели — Chery Tiggo 2 Pro, Haval Jolion и Changan CS55 Plus. В перспективе AMMKZ рассчитывает значительно расширить линейку и занять свое место среди крупнейших производителей автомобилей этих брендов.
Сейчас AMMKZ работает в одну смену, и когда заходишь в огромные производственные цехи, первое, что бросается в глаза, — масштабы. Представители предприятия рассказали нам, что в перспективе мощности позволят выпускать до 120 тысяч автомобилей мелкоузловым методом в год. Часть этих машин останется на казахстанском рынке (40%), а значительная доля отправится на экспорт (60%).
Для предприятия такого плана гибкость производства играет ключевую роль. Линии позволяют одновременно выпускать до двенадцати разных моделей, а переход на другую конфигурацию не занимает много времени. Мы наблюдали, как слаженно работают специалисты и автоматизированные системы. На конвейере трудятся 17 роботов Fanuc, отвечающих за ювелирную точность сварки кузовных элементов, и 34 робота ABB, которые занимаются окраской. В цеху окраски расположена катафорезная линия из двадцати ванн, где кузова получают стойкую антикоррозийную защиту.
Одна из особенностей AMMKZ — расположение цехов: сварочный находится на одном этаже, а сборочный — на другом. По словам сотрудников, это единственный подобный пример среди автозаводов СНГ.
Помимо технологического оборудования, впечатление произвело отсутствие запаха краски. В огромных помещениях воздух чистый, и даже долго находиться там комфортно. В компании объяснили, что всё благодаря технологии сухой коагуляции, которая очищает воздух в покрасочных камерах без воды и химикатов.
Как любит говорить основатель Astana Group Нурлан Смагулов: «Что бы мы ни строили — получается Mega». Прогуливаясь по территории AMMKZ, начинаешь понимать, что он нисколько не преувеличивает. Рядом с производственными корпусами расположены целые зоны отдыха и инфраструктуры для сотрудников. Мы увидели просторные офисы на 430 рабочих мест, большую столовую, уютный кинотеатр, библиотеку, спортивные залы для игровых видов спорта и фитнеса. Завод действительно напоминает небольшой город, где можно не только работать, но и полноценно проводить личное время.
Для строительства такого объекта потребовались колоссальные инвестиции — свыше 215 млрд тенге. Почти половину этой суммы Astana Motors вложила из собственных средств. Остальное профинансировали через программы возвратного кредитования Банка Развития Казахстана и Фонда Развития Промышленности под девять процентов годовых на пятнадцать лет.
Отдельно в компании отметили команду, которая создавала завод. Около девяноста процентов строительных и инженерных работ выполнили казахстанские специалисты. Более половины использованных материалов тоже отечественного производства.
Локализация автокомпонентов: сиденья и мультимедийные системы
Следующей точкой нашего маршрута стал завод по производству автомобильных сидений Almaty Autoparts Production. Предприятие создавалось в сотрудничестве с корейской компанией Youngsan, и уже с первых минут экскурсии почувствовалось влияние корейских стандартов качества: аккуратные производственные линии, чёткая организация рабочего процесса. Завод начал работу в марте 2025 года и сегодня способен выпускать до ста тысяч комплектов сидений в год.
Во время экскурсии мы наблюдали, как на наших глазах рождается один из самых важных элементов автомобиля — его сиденье. Здесь изготавливают пеноформы, собирают металлические каркасы, устанавливают обивку и проводят финальную проверку функционала.
В 2026 году предприятие перейдёт ко второму этапу локализации. Планируется запуск участка по пошиву чехлов, а также создание линий для изготовления топливных и тормозных трубок, элементов выхлопных систем и других компонентов. Такой шаг позволит не только расширить производственные мощности, но и существенно увеличить долю казахстанского содержания в конечной продукции, а это, по словам руководства компании, будет снижать цену автомобилей.
После посещения Almaty Autoparts Production мы отправились на завод Kazakhstan Mobility Engineering, где создают мультимедийные системы для автомобилей. Это компактное, уютное предприятие, которое сразу располагает атмосферой аккуратного и современного производства. Нас провели вдоль линий сборки, где собираются устройства с интегрированным в интерфейс казахским языком. Эта функция особенно ценна для казахоязычных владельцев автомобилей Hyundai, поскольку делает взаимодействие с системой понятнее и комфортнее.
Завод способен выпускать до ста тысяч мультимедийных устройств в год. В ближайшие годы здесь планируют расширить ассортимент продукции: в разработке находятся системы отопления и вентиляции, а также напольные покрытия, которые станут частью растущего кластера автокомпонентов Astana Motors.
Продукция обоих заводов уже сегодня активно используется в казахстанском автопроме. Сиденья и мультимедийные системы поставляются на завод Hyundai Trans Kazakhstan, где осуществляется мелкоузловое производство автомобилей Hyundai. Параллельно Astana Motors ведёт переговоры с китайскими партнёрами о расширении локализации компонентов для брендов Changan, GWM (включая Haval и Tank) и Chery. Именно эти автомобили уже сходят с конвейера мультибрендового завода AMMKZ.
Инвестиции в создание технопарка составят около 21,5 млрд тенге.
Hyundai Trans Kazakhstan: пять лет развития
Финалом нашего путешествия стал завод Hyundai Trans Kazakhstan, и эта часть экскурсии оказалась не менее впечатляющей. Здесь чувствуется уверенность зрелого предприятия, которое работает без пауз и суеты, но с заводской чёткостью. Завод выпускает автомобили с 2020 года и за это время успел стать настоящим локомотивом отрасли.
Когда мы шли по цехам, представители компании делились свежими цифрами: только за первые десять месяцев 2025 года официальные дилеры продали почти сорок тысяч автомобилей Hyundai. Это на семнадцать процентов больше, чем годом ранее, и такой рост объясняет, почему бренд уверенно держится на первом месте в топе самых продаваемых в стране.
На конвейере завода сходят с линий такие модели, как Tucson, Santa Fe, Palisade, Elantra, Sonata, Staria, Mufasa и Custin, а также 4 модели премиального бренда Genesis. За десять месяцев этого года здесь выпустили почти сорок четыре тысячи автомобилей. С момента запуска — уже более двухсот девяти тысяч.
2025 год для Hyundai Trans Kazakhstan стал годом масштабной модернизации, и нам повезло увидеть обновлённое производство своими глазами.
В цехе сварки установили пять новых роботов Hyundai Robotics, четырнадцать сервопистолетов с автоматической заточкой электродов, модернизировали сто одиннадцать сварочных пистолетов. На отдельном участке нам показали новый автоматический конвейер и вальцовщик крыши.
Количество рабочих постов увеличилось с двадцати до двадцати трёх. Роботы теперь выполняют около тридцати процентов сварочных операций — особенно на труднодоступных участках, например в зоне дверных проёмов.
В цехе окраски новые шесть роботов Yaskawa. Нам показали автоматический конвейер для подачи кузовов, новое оборудование для катафореза, обновлённые участки нанесения герметика и мастики.
Финальная точка производства – цех сборки, и, пожалуй, самая завораживающая. Сюда поступают кузова, уже прошедшие сварку и окраску. За логистику внутри цеха отвечают четыре робота SM AGV, которые перемещают телеги с кузовами.
Протяжённость линии увеличили с шестнадцати до двадцати пяти станций.
Нам показали автоматическую линию шасси с кузовными подвесами, новые конвейеры для сборки интерьера и экстерьера, манипуляторы для работы с крупными деталями и даже робота Yaskawa, который наносит герметик на лобовые стекла.
Рабочие зоны чистые, светлые и продуманные. Средняя заработная плата работников составляет около 450 тысяч тенге. На заводе есть питание, комнаты отдыха, медицинская страховка и развозка.
Сегодня Astana Motors последовательно развивает производство, усиливает локализацию и прорабатывает экспортные направления. После нескольких часов на заводах становится ясно: компания продолжает формировать в Алматы полноценный автомобильный кластер, задающий новый уровень развития для казахстанского автопрома.
